A A A
Б Б Б
Александр Самарин: «Серебро» чемпионата Европы - моя первая медаль, которая стала отправной точкой к большим достижениям
04.02.2019
С 21 по 27 января 2019 года в Минске (Беларусь) прошел чемпионат Европы по фигурному катанию, в котором приняли участие два фигуриста Центрального спортивного клуба Армии – Александр Самарин и Максим Ковтун. По итогам соревнований Максим занял лишь 14 место, набрав по сумме двух программ 216,18 баллов, а Александр получил серебряную медаль, уступив теперь уже семикратному чемпиону Европы Хавьеру Фернандесу (Испания) всего 1,75 балла. При этом в короткой программе Самарин оказался выше испанца. Для Александра этот чемпионат Европы стал третьим в карьере и наконец-то принес успех фигуристу. О том, что получилось на чемпионате Европы, над чем сейчас работает спортсмен и над чем планирует работать для подготовки к предстоящим соревнованиям, Александр рассказал пресс-центру ЦСКА после окончания соревнований в Минске.

О результатах чемпионата Европы

- Вот сейчас, когда все уже уложилось, какие у вас ощущения от турнира в целом и какие ожидания от предстоящих стартов? Какие эмоции испытываете после того, как получил серебряную медаль чемпионата Европы?

- Конечно же, я очень рад, что все так получилось, и сидя в «кисс-энд-край» я испытывал счастье, однако вернувшись в номер, я осознал, что все закончилось, и почти сразу уснул. Сейчас уже такое ощущение, что ничего и не было. В конце концов, это еще не финал сезона, а самый его разгар. Впереди еще много крупных турниров, так что расслабляться нельзя. И раз уж на чемпионате Европы я показал такой уровень, то в дальнейшем он должен быть только выше от старта к старту. А значит, нужно готовиться к Универсиаде, к чемпионату Мира: работать над элементами, над второй оценкой.

- Не все, наверное, знают, что день проката произвольной программы не обошелся без приключений. Расскажите, что же произошло?

- День, действительно, был очень напряженный. Еще рано утром меня разбудили стуком в дверь. Видимо, ошиблись номером, но стучали уж очень настойчиво (смеется). После тренировки у меня был небольшой перерыв на отдых перед стартом, и как раз в это время в отеле сработала пожарная сигнализация. Я, конечно, сразу услышал топот в коридоре, потому что все бежали к выходу, но лично я понял, что никуда не побегу (смеется). Спокойно причесался, оделся, собрал вещи к своему выступлению… Но мне кажется, что меня это только лишний раз взбодрило и помогло отключиться от мыслей о старте. В результате я рад, что все прошло так, как прошло. Да, не все получилось так, как мы изначально планировали, но я очень доволен результатом. Дальше будем продолжать тренироваться, работать и покорять новые вершины.

- А что именно не получилось?

- Было довольно много ошибок, прежде всего, в короткой программе, где я потерял много баллов. Но я совершенно не считаю, что я зря решил пойти на исполнение четверного флипа. Многие говорят, что не стоило этого делать, но мы с моим тренером Светланой Владимировной Соколовской придерживаемся иного мнения: когда, если не сейчас нужно пытаться его делать, включать в программу новые элементы, отрабатывать? Откладывать все это на потом, я считаю, было бы неправильно. Каждый прыжок на старте – это совершено другие ощущения, чем на тренировке или на разминке. Перед выходом на лед я тоже тренировал этот прыжок, и он у меня получался. Однако во время проката, конечно же, все спортсмены нервничают, хотят показать лучший результат, и я не исключение. Заход на флип в короткой программе был правильным, но в последний момент перед прыжком я как будто немного остановил сам себя. Но я чувствую, что я готов исполнять два четверных прыжка в своей программе: лутц и флип. На тренировках у меня все получается, а приобретенный на чемпионате Европы опыт мне только поможет в дальнейшем. Так что к следующему старту (на Универсиаде – прим.ред.) я буду готов, и упрощать программу я точно не планирую.

- После проката Фернандеса вам не стало грустно от того, что вроде бы победа уже была так близко, но в итоге не получилось ее одержать?

- Конечно, победа была близко, но это я знаю уже сейчас, посмотрев протоколы, разобрав ошибки и зная, где конкретно я потерял баллы, и где я мог бы набрать эти 2 балла, которые нас разделили. Но я считаю, что все разговоры на тему «что было бы, если бы…» пустыми. Единственное, что можно сделать в данной ситуации – исправить ошибки, которые мы увидели, чем мы и займемся, когда вернемся в Россию. Так что с одной стороны я немного расстроен, что еще чуть-чуть, и я мог бы стать первым, но с другой стороны это моя первая медаль, которая стала отправной точкой к большим достижениям. Все-таки Хави (Хавьер Фернандес – прим.ред.) уже семикратный чемпион Европы и это был его последний старт, на котором он тоже выложился. Я испытываю смешанные чувства по этому поводу: я очень рад, но в то же время я понимаю, что могло быть еще лучше, хотя, безусловно, для первой медали чемпионата Европы мой результат оказался очень хорошим. Теперь у меня уже есть цель и четкое понимание того, на что я способен, так что такой результат будет для меня хорошей мотивацией в будущем.

- Когда вы закончили выступление, на арене создалась совершенно потрясающая атмосфера, и у многих зрителей были мысли, что вы выиграете эти соревнования. Было ли у вас такое ощущение?

- Если честно, я не думал о том, принесет мне победу этот прокат или нет, я разве что себя победил на этом старте (смеется). Когда я вышел со льда, я просто понял, что уже точно окажусь на пьедестале, и этого было достаточно, чтобы радоваться. Гораздо больше я был доволен тем, что смог до самого конца достойно откатать свою программу, несмотря на то, что это было довольно сложно. Перед выходом на лед у меня было много сил, но все-таки это чемпионат Европы, вокруг меня – огромная арена, большое количество зрителей, которые, с одной стороны, делятся с тобой своей энергией, но, с другой стороны, тебе тоже приходится отдавать им свою. Так что я очень рад, что смог показать хороший прокат произвольной программы, и несмотря на некоторые ошибки я рад полученным баллам и тому факту, что в итоге я оказался на пьедестале – это непередаваемые эмоции. И я очень признателен своей команде, всем зрителям за веру в меня и огромную поддержку.

- Фернандес после выступления сказал, что в произвольной программе ему было очень легко выходить на лед после вас из-за того, что вам удалось взбодрить и завести публику своим прокатом. А какие ощущения были у вас перед своим выходом, ведь ситуация была прямо противоположной (Александр катался после израильского фигуриста – Даниеля Самохина – который по итогам произвольной программы оказался только четырнадцатым, совершив множество ошибок, в том числе 2 падения – прим. ред.)? Тяжело ли было добиться такой великолепной реакции со стороны зрителей?

- Сложно сказать. Выходя на лед, я старался полностью отключиться от того, что происходило вокруг меня в тот момент, и сконцентрироваться на себе. Однако ко второй части программы я уже ощутил связь с публикой и ее огромную поддержку. Так что зрители мне определенно помогли откатать эту программу так хорошо.

- Можно ли сказать, что за счет этой атмосферы вы чувствовали себя, как дома?

- Здесь действительно сложилась очень приятная атмосфера. Сама арена очень теплая, поэтому, выходя на лед, я чувствую себя очень комфортно. При этом на трибунах бесконечно много российских флагов, плакатов, которые еще дополнительно придают сил.

О работе во время сезона, подготовке к чемпионату Европы и предстоящим стартам

- Мы уже обсудили результаты соревнований, давайте теперь поговорим о том, как проходила подготовка к сезону. Безусловно, всех затронули изменения в системе судейства. Повлияло ли это на сам процесс подготовки к соревнованиям? Были ли у вас какие-то конкретные ожидания от принятых изменений?

- Новая система намного строже относится к ошибкам, нежели предыдущая. Но, на мой взгляд, полностью подстраиваться под новую систему судейства тоже неправильно, в том числе упрощать программы, чтобы избежать ошибок. Я собираюсь добавить еще четверных, отработать их, усложнить свои программы. При этом новая система заставляет нас также больше работать и над второй оценкой, над вращениями, так что всегда приходится искать что-то новое и вносить корректировки. Лично меня принятые изменения заставляют двигаться вперед.

- Стало ли это причиной, по которой вы решили включить в свою программу четверной флип?

- В целом, мне всегда быстрее и лучше удавались именно зубцовые прыжки, можно сказать, что я себя с детства в них нашел. Несмотря на то, что изначально планировалось включить исполнение четверного флипа в мою программу только к старту на Универсиаде, я его все равно постоянно отрабатывал. Так что могу сказать, что это, безусловно, не было спонтанным решением. Но мы просто постепенно накатывали этот прыжок, отрабатывали связки с ним и к моменту начала чемпионата Европы уже решили, что включим его в короткую программу.

- Как давно вы начали отрабатывать четверной флип?

- Впервые он у меня получился прямо перед Новым Годом, так что получился своего рода подарок. Изначально мы с тренером планировали включить его в программу к Универсиаде, пробовали сводить два четверных прыжка на тренировках, отрабатывали связки между ними, и в итоге решили, что его можно попробовать исполнить уже на чемпионате Европы. Вообще мы собирались учить другой четверной прыжок, а до этого я сам дошел намного раньше, решил – попробую разок, - и со второй попытки он у меня получился. Так что, можно сказать, что этот элемент поддался мне быстрее, чем все остальные. Для исполнения четверного я брал разные прыжки, но только не флип – его я тогда решил попробовать сделать впервые, и уже со второго раза мне это удалось. Теперь нужно показывать то, что я умею, на стартах, это будет очень хорошей заявкой для предстоящих стартов, на мой взгляд.

- В этом сезоне в рамках вашей подготовки помимо обычных тренировок вы начали работать и над артистичностью, в том числе вне льда. Расскажите нам об этом, пожалуйста.

- Да, сейчас я работаю с Рамилем Мехдиевым, занимаюсь классическими и другими танцами. Он артист балета Игоря Моисеева, у него огромный опыт и большое количество знаний, которыми он понемногу со мной делится, дает советы. При этом он работает профессионально не только с танцорами, но и с другими фигуристами и спортсменами. Думаю, со временем после работы с ним у меня появятся свои особенные номера, которые зрители будут с удовольствием смотреть, также, как и выступления Рамиля. Именно этого я хочу добиться: не просто повторять за преподавателями или другими спортсменами, а выделяться среди всех остальных чем-то особенным.

- Какие именно рекомендации относительно второй оценки вы уже успели получить от Рамиля или от своих тренеров?

- Помимо того, что я слышу рекомендации со стороны Рамиля и тренеров, я и сам все прекрасно понимаю: над чем нужно поработать, что изменить. Я уже не раз посмотрел свои прокаты и определился с тем, что мне в них не нравится, сказал об этом тренеру. Так что по возвращению в Россию мы будем что-то добавлять, что-то менять, делать более эстетичным.

- Бывает ведь и такое, что мнение спортсмена и его тренера или хореографа относительно того или иного проката расходятся. В команде, с которой вы работаете, это случается?

- Не могу сказать, что наши мнения расходятся. Если есть какие-то ошибки или что-то идет не так, то я это замечаю сам. Безусловно, есть какие-то вещи, которые видны только со стороны и заметны только тренерам. И если они мне делают замечания, то я стараюсь прислушиваться, как к Светлане Владимировне, так, иногда, и к зрителям, которые на что-то очень бурно реагируют, а на что-то – нет. Так что на нашу работу влияет множество факторов, которые мы анализируем и стараемся собрать воедино, чтобы работа была комфортной, плодотворной, а программы получались бы эстетичными, красивыми и нравились бы зрителям.

- Молодые спортсмены довольно часто используют веселые, комичные образы в своих программах, в основном как раз для того, чтобы обратить на себя внимание зрителей. В то время как ваши программы несут в себе какие-то глубокие, можно сказать драматичные, а иногда роковые образы, даже в показательных выступлениях. У вас никогда не возникало желания зажечь публику чем-то веселым? Кто выбирает образы для ваших программ?

- В показательных выступлениях вас ждет сюрприз! (в качестве показательного номера Александр выступил со своей новой юмористической программой под саундтрек к фильму «Стиляги» - прим.ред.) Я предпочитаю кататься под музыку, которая нравится мне самому. Если я комфортно себя чувствую в музыке и знаю, что она мне не надоест через неделю или через месяц, то я часто приношу ее на каток и предлагаю команде послушать. Если Светлана Владимировна тоже видит меня в этой музыке, то мы пробуем ставить под нее программу. А кататься музыку, которую мне просто так приносят со стороны, при этом, не ассоциируя себя с этой музыкой, я считаю неправильным. Конечно, в детстве ситуация была другая, я не сам предлагал композиции для своих программ (смеется). Но сейчас уровень моего катания уже совсем другой, как и уровень общения с тренером. Так что я делюсь тем, что нравится мне, она делится со мной своими идеями, и мы стараемся искать компромиссы и находить решения, которые нравились бы всем.

- Ваша произвольная программа в этом сезоне – «Величайший шоумен» - производит потрясающее, очень сильное впечатление, и прокат на чемпионате Европы это в очередной раз доказал. Кому принадлежала эта идея? Смотрели ли вы фильм или просто слушали саундтрек?

- Я смотрел фильм. Как только я вышел из кинотеатра, у меня появилась идея предложить эту музыку для одной из своих программ. Не могу сказать, что я большой поклонник мюзиклов, скорее, я просто шел на фильм с любимым актером – Хью Джекманом, – понимая при этом, что там будет звучать много песен. Но в итоге фильм мне очень понравился, вызвал много положительных эмоций, в том числе за счет музыки. Еще во время просмотра я начал искать песни, так что, можно сказать, на каток я пришел с уже наполовину готовой программой.

- Говоря о планах на будущее: ваше участие в Универсиаде и чемпионате Мира уже определено или еще возможен пересмотр список участников?

- На данный момент я заявлен на Универсиаду и активно готовлюсь к предстоящим стартам. После чемпионата России мы составили план и начали подготовку в соответствии с ним: сначала – к чемпионату Европы, потом – к Универсиаде и, скорее всего, к чемпионату Мира.

- Можно ли чемпионат Европы считать одним из этапов подготовки, в том числе, к чемпионату Мира? Ведь в нем примут участие одни из сильнейших и титулованных фигуристов мира, в первую очередь из Японии, в связи с чем атмосферу здесь можно считать более спокойной.

- Такой серьезный старт, как чемпионат Европы, едва ли можно считать подготовкой к другим соревнованиям. Для меня это был полноценный турнир, так что не могу сказать, что я себя чувствовал здесь более расслабленно. Грядущий чемпионат Мира станет для меня первым, поэтому я не могу пока сравнить свои ощущения. Однако у меня за плечами уже было довольно большое количество разнообразных соревнований, и мне кажется, что я готов почти ко всему и знаю, чего ожидать.

- А кого из спортсменов вы воспринимаете, как основного своего соперника на предстоящих соревнованиях?

- Никого. Я сосредоточен только на том, чтобы сделать все, что я умею, показать это судьям и зрителям. А смысла смотреть на то, что исполняют другие фигуристы, какие ошибки они допускают – касаются рукой льда или падают, - я не вижу. Перед выходом на лед я абстрагируюсь от всего этого, не смотрю на прокаты других участников и стараюсь об этом не думать, и мне кажется, что у меня это получается.

- Скажите, а как достигается эта способность отключаться от каких-то внешних факторов и посторонних мыслей в вашем случае?

- Для меня это вопрос концентрации на своих целях и действиях, а также контроля над тем, что со мной происходит во время проката. Конечно, есть много факторов, которые этому мешают. Например, ты выходишь на лед, встаешь в стартовую позицию и в этот момент слышишь выкрик с трибуны. Но я стараюсь думать только о себе и о своем теле.

О работе вне льда и планах на будущее

- Несколько лет назад в Марселе вы сказали, что хотите попробовать себя в качестве детского тренера. Как вы пришли к такому решению, ведь не многие спортсмены в итоге становятся тренером?

- Мне хочется попробовать себя в этой роли, хотя и не в ближайшем будущем. Для меня это новый и полезный жизненный опыт – понять, как происходит процесс обучения с самых азов. Я помню, как меня учили кататься, так что небольшой багаж знаний у меня уже есть.

- Помимо того, что вы активно принимаете участие в различных соревнованиях, развиваетесь как фигурист, вы еще учитесь в университете (Александр учится в РГУФКСМиТ – прим.ред.). Как вам удается совмещаешь тренировки с учебой?

- Каждый день ходить на занятия у меня, конечно, не получается, я нахожусь на свободном посещении. Так что я прихожу к преподавателям, беру задания, договариваюсь с ними. Конечно, это нелегко, я не всегда все успеваю сделать, но это нужно в первую очередь мне, это тоже знания. Сейчас, например, я как раз сдаю сессию. Вот буквально перед отъездом на Чемпионат я сдавал плавание, не могу сказать, что это было легко (смеется). Одним из заданий была транспортировка утопающего. И мне, как человеку, который постоянно плаванием не занимается, это показалось довольно большой нагрузкой.

- Вы производите впечатление очень спокойного и самостоятельного человека. А как вы решаете свои проблемы, если они возникают: сам или все же делитесь с кем-то?

- Безусловно, если у меня возникают проблемы, я пытаюсь решить их самостоятельно, хотя мне очень помогает и мой тренер – Светлана Владимировна, - мы с ней вместе прошли через многие ситуации. Она очень меня поддерживает и переживает за меня, так что мне сложно сказать, что я один решаю свои проблемы. Также меня всегда поддерживают семья и близкие друзья, наша Федерация Фигурного Катания, без помощи которой, меня здесь могло бы и не быть.

- При этом ваш тренер, Светлана Владимировна Соколовская, человек несколько иного темперамента, чем вы. Можно ли сказать, что вы друг друга дополняете, что дает такой хороший результат в вашей совместной работе?

- Да, конечно. Она может и подтолкнуть меня на какие-то шаги, а иногда даже заставить, и очень хорошо знает, когда это нужно сделать. Она мне помогает не только на льду, но и в жизни, порой учит чему-то новому.

 Фото: Юлия Комарова

Интервью Александра Самарина в газете "Красная звезда" от 4 февраля 2019 года

Персоны на мероприятии